НАТАЛЬЯ ГУТОВСКАЯ: «НАДЕЮСЬ ПОКА ЗАПРОС НА ДИНОЗАВРОВ НЕ ВЫМРЕТ УСПЕТЬ ПОФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РАЗНЫХ СТАДИОНАХ МИРА»

Знаменитый русский баскетбольный тренер Владимир Петрович Кондрашин часто использовал фотографии в качестве учебного пособия для своих игроков. Великого наставника привлекала не только возможность полюбоваться замершим мгновением спортивного совершенства. Застывший во времени фрагмент игры помогал великому тренеру подметить и впоследствии исправить ошибки игры своих подопечных. 

Кто-то недостаточно глубоко «сидит» на ногах в защитной стойке, кто-то теряет баланс во время дриблинга. У этого игрока слишком сильно торчит локоть при броске или не «закрывается» кисть. Всё это позволяет увидеть фотография. Понятно, что во времена самой активной работы Кондрашина в 70-е годы прошлого века еще не так хорошо были развиты те видео форматы, которыми мы пользуемся сегодня. 

Но, самое интересное, что этим же Кондрашинским методом уже в наше время, в начале нулевых пользовался еще один великий баскетболист — Коби Брайант. Он то точно мог себе позволить нанять хоть бригаду операторов и монтажёров для склейки любого типа видео-нарезок и хайлайтов. И, тем не менее, Коби больше любил фотографию: и как вид искусства, и как возможность проанализировать свою игру. 

В Российском бейсболе, помимо автора этой статьи, есть еще один, даже не ценитель, а настоящий профессионал спортивной фотографии. Это – Наталья Гутовская, которая уже много лет подряд дарит нам самые прекрасные мгновения бейсбольной игры. Уверен, что и среди наших читателей есть поклонники этого классического жанра, которым будет интересна наша беседа с Наташей о бейсбольной фотографии. 

— Наташа, спасибо за возможность задать тебе несколько вопросов. Спортивная фотография — это жанр, а по сути вид искусства, который существует уже очень давно. Несмотря развитие технического прогресса и появление других конкурирующих форматов, лично я всегда был поклонником классических спортивных снимков и очень уважаю труд фотографов. Скажи пожалуйста, каким образом, при каких, может быть, необычных обстоятельствах ты пришла именно к бейсбольной съёмке?

— Спортивный фотограф в списке профессий, которые я хочу освоить, появилась у меня еще в восьмом классе. Работа в бейсболе дала мне возможность купить первый хороший фотоаппарат и объектив, которым я снимаю до сих пор. Благодаря работе в бейсболе я смогла после университета поступить и учится в Академии фотографии. Почти в конце учёбы Дмитрий Алексеевич Киселёв отправил меня в командировку, фотографировать зимнюю Спартакиаду. Там я познакомилась с коллегами из редакции «Московский спорт» и сразу после учёбы пошла туда работать. В будни я снимала все виды спорта, а в выходные только бейсбол. После закрытия редакции у меня остался только бейсбол. 

— По многим параметрам бейсбол — довольно сложный, технический вид спорта. Я подозреваю, что для фотографирования в том числе. С одной стороны, в игре довольно много статичных моментов, но, чтобы хорошо поймать по-настоящему динамичный момент, как мне кажется, нужно и хорошо разбираться в бейсболе и обладать мастерством художника, режиссёра и оператора. Что для тебя представляется самым сложным в творческом процессе фотографирования бейсбольной игры?

— Сначала самое сложное было набить руку так, чтобы ловить вылет мяча из руки питчера. Именно на это я потратила больше всего времени. Сейчас ловлю с 1-2 нажатия на кнопку затвора. Сейчас самое сложно бороться с устаревшей камерой и защитными сетками стадиона. Момент я вижу и кнопку затвора вовремя нажимаю, но техника подводит и из-за сетки фокусировка сбивается. Как следствие кадр смазывается и его остаётся только выбросить. Я принципиально не выхожу на поле, для того чтобы не подвергать риску себя и игроков. Хотя видела рискованных фотографов, например, в Питере в мопедном шлеме за кетчером, а в Казани лежачего у третьей базы и снимающего ноги и пыль при слайде. В дагаут два раза неудачно заходила, поэтому очень редко там нахожусь. А что касается моментов, благодаря скорингу, я умею быстро предвидеть, что случится в следующий эпизод. В прошедшем сезоне таким образом помогла фотографу из Коммерсанта, и он оценил, какие именно в бейсболе нужны познания правил. Это не просто следить в футболе только за мячом. 

— На мой взгляд, искусство именно бейсбольной фотографии очень интересно еще и потому, что бейсбольный стадион — это настолько сложное, но интересное спортивное сооружение, что в нём иногда можно заблудиться, как в средневековом замке. С другой стороны, как мне кажется, это оставляет много пространства для творчества в плане поиска оптимального ракурса съёмки. Скажи пожалуйста, с каких именно мест арены тебе нравилось снимать бейсбол на старом, добром стадионе МГУ и нравится это делать сейчас, на современной РусСтар Арене?

— На самом деле стадионы МГУ и РусСтар по точкам сьёмки очень похожи. Например, у них одинаково большая зона бэкстопа. Если не брать в расчёт дагауты, то снимать можно только с трибун, поэтому точки обзора практически одинаковы. МГУ лучше, там есть места без защитных сеток, но тем и опасней. На МГУ будет красивый фон, но я люблю снимать крупные кадры. На РусСтаре будет красочный фон из-за зелени и современного окраса покрытия поля. На других наших стадионах ближе находишься к полю и получаются кадры на уровне игроков. В Америке была на стадионах, на которых специально вырыты ямы в безопасных зонах и получались замечательные кадры с полным присутствием на поле. 

— За годы работы в российском бейсболе ты сделала сотни, а то и тысячи снимков. Не могла бы ты вспомнить, какие из них остаются твоими любимыми? И, если с ними связана какая-нибудь интересная история, не могли бы ты нам её рассказать?

— Самые любимые съёмки были на турнире Роя Хоббса (Roy Hobbs) в Америке. Это и эмоции от новых стадионов, и восторг от хороших картинок, и естественное яркое солнце, а также мощные игровые моменты. Самое приятное получать сообщение, когда мои фотографии оценивают за пределами страны. Одно из моих любимых занятий по ходу матча, когда уже много игровых моментов снято – это ловить эмоции на лице игроков и тренеров. Но чувство юмора у всех разное, и на некоторые фотографии герои расстраивались. 

— Наташа, спасибо за эту интересную беседу! Мы её начали с того, что сейчас очень быстро развиваются самые разные виды освещения спортивных соревнований, есть возможность снимать ролики, сюжеты и целые фильмы. Лично мне очень бы не хотелось, чтобы всё это вытесняло классический жанр фотографии. Каким ты видишь ближайшее будущее спортивного снимка?

— Это сложный вопрос. Сейчас, когда каждый может быть фотографом со своим телефоном, все идёт к упрощению требований к сюжету. Печатные издания умирают. Да, фотографии нужны, чтобы украсить сайты и социальные сети. Качественные фотографии делаются в студии или на улице с дополнительным освещением и дорогими фотоаппаратами. Но сюжет с настоящими эмоциями таким образом не получить. Те, кто снимает через видоискатель, скоро станут динозаврами. Я надеюсь пока запрос на динозавров не вымрет успеть пофотографировать на разных стадионах мира.